Опубликовано
Речь Константина Райкина, призвавшего своих коллег к цеховой солидарности и противостоянию насаждаемой чиновниками и общественными организациями цензуре, вопреки ожиданиям вызвала широкую полемику. Вместо того, чтобы понять тревожность сложившейся ситуации, целый ряд общественных деятелей стали оспаривать слова худрука театра «Сатирикон».
Таким образом вместо взаимопонимания и солидарности, к которым призывает Константин Аркадьевич, обозначился еще больший раскол, потребовавший от театральных деятелей пояснения своей позиции. 28 октября в защиту Райкина высказался Олег Табаков. Следом его поддержал и режиссер Адольф Шапиро, опубликовавший в интернет-издании Meduza свою речь. Говорится там буквально следующее:
– Я очень сожалею, что не был на съезде Союза театральных деятелей в тот день, когда там выступал Константин Райкин. Но не потому, что не слышал его речь – ее я потом прочитал в интернете – а потому что не видел в этот момент лица людей в зале. Я знаю, что большинство находящихся там разделяло это мнение, просто они молчат по тем или иным соображениям.
Меня лично цензура никоим образом пока не коснулась. После крушения советской власти ни в один мой спектакль цензура не вмешивалась. Но то, что в меня не попала до сих пор пуля, не свидетельствует о том, что не идет война. С каждым днем обстановка все больше накаляется и становится удивительно неприятной и смрадной.
Для меня тревожным сигналом было запрещение оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы. Когда я увидел, что в митинге у театра принимает участие боксер и депутат и прочие, не имеющие к искусству люди – и позволяют себе высказывать суждения в безапелляционном тоне об этой постановке, то понял, что дело плохо. Меня обуял ужас, возмущение и недоумение.
Почему, когда ракета не взлетает с космодрома из-за ошибки, не собирается большой митинг у заводов или на площадях? Но если замечают, как им мерещится, какую-то ошибку в постановке оперы, собирается невиданный митинг. Тогда я понял, что открыли некий клапан, сдерживающий темные инстинкты толпы.
Обстановка последних лет становится все более смрадной. Идут постоянные поиски врага: то эстонцы – фашисты, то латыши, то грузины, то украинцы. Идет постоянная пропаганда человеконенавистничества. Она льется с экранов телевизоров, где штатные ораторы манипулируют сознанием людей. А радетели высокой морали ни слова не говорят о передаче «Дом-2», которая отравляет молодежь страны.
Каждый человек имеет право высказать свое мнение о том или ином произведении искусства, но только тогда, когда он хоть что-то понимает в предмете, о котором говорит. Но высказать свое мнение – одно, совсем другое – поставить некомпетентного человека на ключевой государственный пост: на телевидение, в театр и так далее. И эти люди начинают решать судьбы художников и их произведений, доводят искусство до положения, угрожающего стране и ее творческому самочувствию. Ведь свобода и творчество всегда рядом.
Есть извечный конфликт власти и искусства: он заложен в самой их природе. Власть должна установить границы, по которым живет общество, и следить за тем, чтобы эти границы не нарушались. Искусство всегда стремится выйти за любые границы, оно свободно по своей природе. Но этот конфликт всегда решается очень просто. Умная власть, думающая о будущем, делает эти границы очень широкими для того, чтобы в стране царила творческая атмосфера. Сужение границ свободного волеизъявления художника самоубийственно для власти – она сама себя лишает людей, на которых можно и стоит опереться.
Источник: meduza.io
- Войдите, чтобы оставлять комментарии