Самодеятельные песни Бориса Гребенщикова

Спасибо Николаю Курлину, который порадовал меня сегодня этим археологическим документом, найденным в справочном бюро группы Аквариум.

10 лет назад мы тоже, оказывается, следили за выборами на Украине, говорили о войне и власти, не размениваясь вступали в родственные связи с «городами-миллионниками», а потом давали определение русскому человеку и ставили диагноз современной культуре. Не мелочились короче. 

10 лет назад Борис Борисыч принял вызов Грушинского, приехал по стопам Юрия Юлиановича на Зимний фестиваль, и естесственно (так тогда было принято у приезжих героев и героинь рок-н-ролла) зашел в студию Нашего Радио. Где мы, коротенечко, и прошлись по КСП-шной песне, тибетской философии, фанатам, политикам и героям нашего времени… 10 лет назад без патетики…

Борис Гребенщиков: «…Если кто-то и поет самодеятельные песни, то это я!»

В конце зимы радиостанция «Наше Радио» представила концерт легенды русского рока Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» в рамках программы зимнего фестиваля им. В. Грушина. 
С маэстро беседовал генеральный продюсер радиостанции «Наше Радио» в Самаре Алексей Елхимов. 

Алексей Елхимов: Здравствуйте, Борис Борисович, сегодня состоится Ваш концерт в рамках фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. Эксперименты с этим жанром в Вашей биографии уже были. Например, пластинка, где Вы исполняете песни Булата Окуджавы. Сегодня подстроитесь под контент бардовской программы? 
Борис Гребенщиков: У меня есть контрвопрос: а как Вы считаете, человек, который стоит на сцене, должен соответствовать тому, что ждет от него публика, и оставлять её с тем, к чему она привыкла? Или должен, напротив, нарушать все ожидания и делать то, что заставляет задуматься? 

А.Е.: Когда человек стоит на сцене, он должен прежде всего, делать то, что ему хочется. Если ему есть, что сказать. 
Б.Г.: Это блестящий ответ. Поэтому, я не знаю. А когда я увижу сцену, увижу людей, тогда примерно определю, что мы сегодня будем делать. 

А.Е.: Программа концерта составляется в последний момент? 
Б.Г.: Она всегда составляется с учетом того места, где мы играем. 

А.Е.: И все-таки сложно было представить лет тридцать назад, чтобы члены Клуба Самодеятельной Песни приехали в Ленинградский рок-клуб поучаствовать в совместном мероприятии…
Б.Г.: Всю свою жизнь я пишу песни, безусловно, непрофессионально. Если кто-то и поет самодеятельные песни, то это я. Я создаю песни и их пою, а в какую категорию их засунуть, это не мое дело. Я против КСП имею одну вещь: из всего того, что мне приходилось слышать, создается впечатление, что его золотое время было в конце 50-60-х г.г. Очень мало кто-то написал, что было бы сегодняшним и не было вчерашним и позавчерашним. Впрочем, я тоже мало слышу… 

А.Е.: Нельзя ли это утверждение отнести к музыке — вообще? 
Б.Г.: Безусловно, сейчас время для музыки в целом не совсем благоприятное. Выросло поколение людей, которые считают музыку фоном, как нечто вроде «обоев». У меня же другое отношение к музыке. Сказать, что все измельчало, я не могу. Кто-то пытается делать новое, и как правило он оказывается не принятым. 

А.Е.: Борис Борисович, а как вы относитесь к тому, что официальный музыкальный фон, в нашей стране это произведения «клонов» «Фабрики Звезд», и когорты поп исполнителей? Если судить по тому, что показывают федеральные телеканалы и играет большинство сетевых радиостанций. Не грозит ли это всеобщему изменению вкусов? 
Б.Г.: А у меня контрвопрос. Скажите, а что мы слушали в 60-е? То чем нас кормили по телевидению или что-то другое? Я помню, что что-то другое. 

А.Е.: То есть это хорошо, что появляется официальная культура? Значит…
Б.Г.: Значит, появляется то, что будет противодействовать официальной культуре. 

А.Е.: Есть ли региональный коллектив, который Вам интересен с точки зрения музыки? 
Б.Г.: К сожалению, все, что я слышал последние 5-6 лет, для меня интереса не представляет. 

А.Е.: Чем Вы опытнее и мудрее становитесь, тем Вам дальше хочется уйти от социальных и политических тем? 
Б.Г.: Социальные и политические темы поднимают те люди, которым платят за это. Когда в обществе война, люди начинают говорить о войне, это болезнь. Здоровое общество должно перестать заниматься политикой и социальными проблемами и строить будущее России! 

А.Е.: «…Ах, Самара сестра моя»… у Вас часто появляются родственники в виде городов России? 
Б.Г.: Я со всеми городами нахожусь в родственных отношениях. 

А.Е.: Современный, образ героя в России, «человек из Кемерова»? 
Б.Г.: «Человек из Кемерова»…., хорошо, если бы он был героем. Я не уверен, что сейчас есть герои, и думаю, что они и не нужны сейчас. Слово «герой» звучит несколько патетически, патетика не характерна для сегодняшнего дня. 

А.Е.: А что, Вам чужда патетика? 
Б.Г.: Патетика всегда годится, когда нужно продать залежалый товар. 

А.Е.: А как же пафосный концерт в Кремлевском Дворце Съездов, который был разрекламирован на всю страну? 
Б.Г.: Знаете, когда я выхожу на сцену — вот сцена, вот зал, в зале сидят люди. Выступаем ли мы в тольяттинском клубе или в Кремлевском Дворце Съездов, для меня это не имеет никакого значения. 

А.Е.: А правительственная награда важна для Б. Г.? 
Б.Г.: А как Вы думаете? 

А.Е.: Думаю, Вы иронизируете на этот счет? 
Б.Г.: Нет. Иронизировать, значит — как-то относится. Я никак не отношусь. Ответ: НЕТ. 

А.Е.: «Русский альбом», «Радио Африка», «Песни рыбака»… Что нам ждать от следующей пластинки, если воспринимать каждый Ваш альбом, как определенный жизненный этап? 
Б.Г.: Если я бы мог описывать музыку, то я бы не стал её писать. В песнях сказано то, что другим образом никак не сказать. 

А.Е.: Звучание альбома может соответствовать какой-либо географической точке, этнические инструменты Сибири, средне волжские мотивы? 
Б.Г.: Все, что мы делаем, географически находится в центре России, между Валдаем и Сибирью, и делаем мы это все из центра русской культуры. 

А.Е.: Как тогда с центром русской культуры сопоставить, например тибетскую философию которой пронизаны тексты песен «Аквариума»? 
Б.Г.: Как кто-то давно из мудрых людей заметил: «Здоровой культуре ничего не страшно». Если русский человек не знает тибетскую, китайскую, французскую культуру, то он не русский человек. Русскому человеку все по плечу, он все съест, все переварит, сделает выводы и пойдет дальше. 

А.Е.: Какой диагноз Вы бы поставили русской культуре сегодня? 
Б.Г.: Отсутствует. Полностью отсутствует… Но это не страшно, она перележится…

А.Е.: Бывает так, что слишком много любви? 
Б.Г.: Раз в песне так сказано, значит бывает. Любовь постепенно становится одной, не столько к людям, а ко всему миру. 

А.Е.: Есть ли региональный коллектив, который интересен для Вас с точки зрения музыки? 
Б.Г.: К сожалению, все, что я слышал последние 5-6 лет, для меня интереса не представляет. 

А.Е.: Вы следили за выборами на Украине? 
Б.Г.: Я следил за тем, будут они кровь проливать или нет, и то, что они обошлись без этого, — безусловно, победа человечества. 

А.Е.: Чем Вы опытнее и мудрее становитесь, тем Вам дальше хочется уйти от социальных и политических тем? 
Б.Г.: Социальные и политические темы поднимают те люди, которым платят за это. Когда в обществе война, люди начинают говорить о войне, когда в обществе социальные передряги, все начинают это обсуждать, это болезнь. Здоровое общество должно перестать заниматься политикой и социальными проблемами и строить будущее России, и это единственная тема, которая будет важна в ближайшие 200—300 лет. Без здорового духа, нет здорового тела. Все заболевания раком происходят оттого, что человек нервничает. 

А.Е.: Что Вы делаете, чтобы не нервничать? Как Вам это удается? 
Б.Г.: А я нервничаю (смеется). 

А.Е.: Вячеслав Бутусов, как-то в своем интервью сказал, что я не могу не завидовать Б. Г., просто создается впечатление, что у человека не проблем. 
Б.Г.: Проблем на самом деле нет, есть наше неумение справляться с поставленной задачей, а проблем нет. 

А.Е.: А где брать энергию, чтобы справляться с поставленной задачей? 
Б.Г.: В России много святых мест, которые стоит посетить. Можно общаться со светлыми людьми, молиться, медитировать. 

А.Е.: У Вас не было мысли, что к Вам относятся как к гуру, не хотите набрать учеников? 
Б.Г.: У гуру, по древнеиндийской философии есть ученик. А я не считаю себя учителем, я могу передать, что я знаю…. Но принимать учеников не стану, так как мне нечему их учить. 

А.Е.: Вам сложно общаться со своими фанатами? 
Б.Г.: Когда видишь в человеке фаната, общаться с ним сложно. А если перед тобой человек, ты человек и он человек.