Опубликовано
Евгений Миронов поддержал речь Константина Райкина, раскритиковавшего «группки оскорбленных людей», которые срывают выставки и спектакли. Артист предложил задаться вопросом, «что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность»
Актер Евгений Миронов, который возглавляет Театр наций, выступил с обращением, в котором поддержал режиссера Константина Райкина, раскритиковавшего власти за отсутствие вмешательства в ситуации, когда активисты встревают в работу деятелей искусства. Обращение Миронова опубликовано на сайте его театра.
«Для меня вопрос не в оценке выступления Константина Райкина на съезде СТД (Союза театральных деятелей России. — РБК). Конечно, я с ним согласен и целиком разделяю его тревогу. Для меня вопрос в другом: что нам делать?» — заявил Миронов. По его словам, «все время возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книгам, фильмам — угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозвано берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций».
«Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия «художник», «творчество», «свобода»? Объяснять, что «Даная» — не порнография, «Купание красного коня» — не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» — не манифест педофилии?» — задается Миронов. Выход один, заключает он: «Объединиться в профессиональное сообщество, какой-то неформальной орган, для каждого вида искусства — свой, куда должны войти люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность, взявшие на себя ответственность перед государством за большие творческие коллективы».
На прошлой неделе, 24 октября, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин на седьмом съезде Союза театральных деятелей России призвал «внятно высказаться» по поводу закрытия спектаклей и выставок после выступлений активистов, которых он назвал «группками оскорбленных людей». Райкин напомнил о «наездах на искусство» и выразил беспокойство по поводу того, что власти не обращают внимание на людей, которые срывают выставки и спектакли.
«Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества», — расшифровало речь Райкина издание «Медуза». «Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли?» — вопрошал режиссер.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, комментируя выступление Райкина, заявил о недопустимости цензуры, однако указал на то, что «надо четко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные деньги, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования». По словам Пескова, «естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку», то «вправе обозначить ту или иную тему».
29 октября Минкульт сообщил о встрече главы ведомства Владимира Мединского с Райкиным. «После спокойного обсуждения и разговора министра культуры с Константином Аркадьевичем, мы все посчитали, что инцидент исчерпан и непонимание преодолено. Мы договорились спокойно и без привлечения СМИ решать возникающие вопросы в рабочем порядке», — говорилось в сообщении министерства.
Кроме того, отмечалось в сообщении, в Минкульте прошла встреча Мединского с директором театра «Сатирикон» Анатолием Полянкиным. «Мы честно поговорили. Прояснили позиции друг друга. Принесли друг другу извинения за эмоциональность. Владимир Ростиславович переговорил с Константином Аркадьевичем. Все наши опасения развеяны. Взаимопонимание восстановлено», — цитировала пресс-служба ведомства Полянкина.
Позже Полянкин пояснял, что Райкин не приносил извинений за свои слова о цензуре на встрече в Минкульте. По словам директора театра «Сатирикон», Райкин «по-прежнему считает, что он правильно все сказал по вопросам цензуры и по вопросам творческих проблем, которые возникли у нашего театра в результате недофинансирования».
- Войдите, чтобы оставлять комментарии